Повесть о Тимофее Владимирском

Повесть о Тимофее Владимирском
Повесть о Тимофее Владимирском – литературный памятник, датируемый кон. 60 – нач. 70-х гг. XV в. Как отмечает исследователь П. М. О. Скрипиль, развязка П. «лучше всего соотносится со временем между 1467 г. и 1473 г., т. е. первым неудачным походом Ивана III на Казань и смертью митрополита Филиппа I» (Скрипиль М. О. Повесть... С. 289). До нашего времени П. дошла в списках XVII–XVIII вв. («Притча о прозвиторе, впадшем в великий грех в тяшкий»; «Повесть о некоем презвитере, впадшем в великий грех тяшкий»; «О некоем презвитере, содеявшем грех з девицею в церкви, и отехав в Казань, порудив християнскую веру, и гонитель християном, и тако покаявшеся умре» и т. п.). М. О. Скрипиль делит все известные ему списки П. (24) на две редакции. Основное различие между ними в разном окончании и в некотором сокращении второй редакции. В первой редакции, более близкой к архетипу, в конце говорится: «Сия же повесть многа лет ненаписана бысть, но тако в людех в повестех ношашеся. Аз же слышах от многих сие и написах ползы ради прочитающим...». П. относится к типу древнерусских повестей о великих грешниках, прощенных после раскаяния. В годы княжения великого князя Ивана III Васильевича Московского и митрополитства Филиппа священник, одной из церквей Владимира Тимофей во время исповеди некоей «зело» красивой девицы, дочери знатных родителей, впал во искушение «и падеся з девицею в церкви, не убояся божия суда и вечнаго мучения лютаго». Устрашившись содеянного, Тимофей переодевается воином и бежит «на чуждую страну в поганую землю Татарскую, в Казань». Там он принимает «срацинскую злую веру», становится воеводой у казанского царя, и царь часто посылает его воевать Русскую землю. Однажды, возвращаясь после похода на Русь с большим полоном, Тимофей отстает от своего отряда и наедине «пояше умилно красный стих любимый пресвятей богородице». Это пение слышит спрятавшийся «в дубраве по страну пути того» отрок-пленник, бежавший из Казани. «И мнев поюща стих быти русина», он безбоязненно выходит на дорогу. Тимофей хочет убить беглеца, но разжалобленный слезами и рассказом отрока о своей судьбе вспоминает о родине и сам начинает горько рыдать. Тимофей рассказывает отроку о себе, и тот уговаривает его покаяться. Тимофей просит отрока в условленный срок снова приехать на это место и привезти ему письменное прощение от митрополита и великого князя. Отрок исполняет просьбу Тимофея. Желая испытать Тимофея, отрок, видя его приближающимся к условленному месту, прячется. Тимофей, думая, что отрок не выполнил данного слова, «плакася вельми горко... и не можаше от плача утешится». Отрок выходит навстречу к Тимофею и отдает ему привезенную грамоту, скрепленную печатями митрополита и великого князя. Тимофей воссылает к богу благодарственные молитвы за свое прощение; «и абие внезапу пад на землю... обретеся мертв». Отрок с плачем погребает Тимофея. Тот является ему во сне и велит взять себе приведенных им коней и все богатства, которые он вез на этих конях. Отрок возвращается на Русь и рассказывает о всем случившемся великому князю Московскому и митрополиту. Завершается повествование нравоучительной фразой: «...да не отчаются согрешившии спасения своего, но притекут ко всемилостивому богу истинным покаянием и отпущение грехов получат». Моралистически-церковная идея П. о силе покаяния выражена достаточно сильно, и все же не это является главным в ее содержании. Автор П. стремится показать определенное проявление личностного начала в своем герое, эмоциональность, человеческие страсти приводят Тимофея к тяжкому греху и ко всем последующим событиям. «Герой как личность со своим индивидуальным характером, особенности которого сказываются на его поступках и на его судьбе, – вот то новое, что с особой выразительностью обнаруживается в повести... От первого преступления и до смерти, наступившей от радостного волнения, Тимофей встает перед нами как цельная личность, как определенный характер» (Скрипиль М. О. Повесть... С. 293–294). М. О. Скрипиль отмечает, что П. примыкает к кругу легендарно-политических сказаний. В П. нашли отражение и черты быта той эпохи, и политическая ситуация времени. Изд.: ПЛ. 1860. Вып. 1. С. 195–197; Русские повести XV–XVI веков / Сост. М. О. Скрипиль; Ред. Б. А. Ларин. Л., 1958. С. 119–123, 291–295, 460–464; ПЛДР. Конец XV – первая половина XVI века. М., 1984. С. 58–67, 677–678. Лит.: Скрипиль М. О. Повесть о Тимофее Владимирском // ТОДРЛ. М.; Л., 1951. Т. 8. С. 287–307.
Л. А. Дмитриев

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Повесть о Тимофее Владимирском" в других словарях:

  • Дмитриев, Лев Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дмитриев. Лев Александрович Дмитриев Дата рождения: 18 августа 1921(1921 08 18) Место рождения: Сызрань Дата смерти: 21 февраля …   Википедия

  • Древнерусская литература XV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 1400 е годы 1.2 1410 е годы …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»